18
Вер

Десять признаков демократического общества с точки зрения Швейцарии

В чем разница между «плохой» и «хорошей» демократией? Если страна проводит выборы или голосование, на какие факторы ей следует обращать особенное внимание? По случаю Международного дня демократии внештатный корреспондент SWI Swissinfo и специалист по вопросам прямой демократии Бруно Кауфманн (Bruno Kaufmann) составил свою «горячую десятку» ингредиентов, без которых не может обойтись ни одно общество, если только оно хочет называться демократическим.

Автор: Бруно Кауфманн (Bruno Kaufmann), Москва / Тайпей / Мехико, русскоязычную версию подготовил: Игорь Петров/www.swissinfo.ch

Журналистка российского государственного телеканала смотрит на меня с надеждой в глазах. Она только что задала мне вопрос, что я думаю насчет проводимых в России региональных выборов. Мой ответ: «Эти выборы есть ни что иное как весьма дорогое шоу, цель которого состоит в сокрытии того факта, что накануне этих выборов все более или менее серьезные и реально оппозиционные кандидатуры были просто сняты с дистанции и исключены из выборных процедур».

Молодая журналистка невольно вздрагивает и пытается задать следующий наводящий вопрос, мол, а что насчет новейших цифровых технологий, которые применяются в ходе этих выборов? При этом она бросает краткий взгляд на огромную находящуюся у нее за спиной стену из бесчисленных экранов и мониторов, на которых мелькают «живые кадры» с мест проведения голосований в регионах. Россия страна большая и эти регионы растягиваются аж по десяти часовым поясам.

Bruno Kaufmann im Interview mit der Journalistin des russischen Staatsfernsehens
«Выборы как большое фейковое шоу»: Бруно Кауфманн в Москве дает интервью одному из государственных российских телеканалов.
(swissinfo.ch)

«Нет слов, впечатляет», — говорю я и продолжаю: «По крайней мере с их помощью мы можем удостовериться в том, что сегодня на избирательные участки забрело очень небольшое количество избирательниц и избирателей». И в самом деле, в конце дня было объявлено, что явка по итогам выборов составила примерно 20%. На примере России можно наглядно убедиться в том, что организовав выборы при помощи самой современной цифровой машинерии мы еще не имеем по-настоящему демократической системы.

Это относится, кстати, и к странам, которые в мировом рейтинге демократии занимают куда более высокие позиции, чем Россия. Возьмём, например, Тайвань. На острове проживают 23 миллиона человек и все они весьма плотно встроены в процесс формирования политической повестки дня и в управление обществом и страной. Проблема тут в другом: нет достаточно времени для проведения необходимых для любой демократии общественных дебатов — люди уж очень заняты работой.

Или возьмём многонациональную Мексику. Там гражданам действительно удалось сделать то, что не удается в иных странах: отстранить от власти насквозь коррумпированную политическую элиту. Однако новый шеф, президент Мексики с 1 декабря 2018 года Андрес Мануэль Лопес Обрадор, свято убежден в том, что достаточно спустить сверху вниз приказ насчет того, что «нам нужно больше демократии», и все устроится само собой.

Хит-парад демократии

В 2007 году ООН провозгласила день 15-го сентября Международным днём демократии. Поэтому когда, как не сегодня имеет смысл перечислить десять основных ингредиентов настоящей демократической системы, от менее значимых (10-е место) к самым значимым и важным (1-е место). Поэтому начнем обратный отсчет и назовём первый ингредиент:

10: Технологии

Цифровая революция охватила сегодня буквально все сферы жизни людей. Но есть одно исключение: демократические процедуры. В Швейцарии долгие годы шли дебаты и ставились опыты на предмет введения электронного голосования при помощи сети интернет в удалённом режиме. Такая система была бы большим подспорьем для многочисленной швейцарской диаспоры за рубежом: граждане Швейцарии могли бы более активно участвовать в политической жизни у себя на исторической родине. Увы, то, что смогла сделать Эстония, не удалось Швейцарии и пока этот формат голосования останется для швейцарцев, проживающих как за рубежом, так и в самой Швейцарии, недоступным.

9: Бег с препятствиями

Представим себе забег на дистанции 400 метров с барьерами. И представим себе, что из тех, кто стартовал, до финиша не добрался ни один спортсмен, причем по очень простой причине: барьеры на пути атлетов оказались слишком высокими. Именно так и случается часто с людьми, которые и хотели бы принять участие в политических процессах, но не могут, как в России, где популярных политиков просто не допустили до выборов, или в Италии, где, например, голосование на референдуме по народной законодательной инициативе считается состоявшимся только при явке не менее 50-ти процентов. Поэтому на девятом месте для меня располагаются те самые барьеры, цель которых, однако, состоит не в удушении всякой реальной политической жизни, но в том, чтобы у политиков имелись мотивации и стимулы идти в народ, говорить с людьми, собирать подписи и убеждать потенциальных избирателей.

8: Инфраструктура

Любой избранный парламент мира должен иметь в своём распоряжении соответствующую инфраструктуру: офисы, столы, принтеры, помощников, административный аппарат и так далее. Однако демократия, которая не ограничивается голосованием раз в четыре года, но которая опирается также на непосредственное участие граждан в управлении и формировании политической повестки дня страны, нуждается и еще кое в чем, а именно, в образованных, просвещенных, критически и рационально мыслящих гражданах. А таким гражданам нужны места, где они могли бы лицом к лицу, причем каждый день, встречаться с властью. В Южной Корее, в Сеуле, я видел такие места, они называются «Домом граждан». Поэтому ингредиент номер восемь: инвестиции в материальную инфраструктуру демократии.

7: … и еще раз учиться!

Степень зрелости и уровень качества демократии можно измерить при помощи такого показателя, как ее способность к постоянной реформам. Можно конечно десятилетиями подряд говорить о том, что «времени на раскачку у нас нет». А можно идти вперед, принимать решения, ошибаться, анализировать ошибки, устранять их и идти дальше. Только извлекая уроки из проделанной работы и только стремясь искать решения актуальных проблем на основе всеобщего гражданского консенсуса можно выстроить устойчивую, устремленную в будущее демократию. Сделать это можно при помощи последовательного внедрения инструментов непосредственного народоправства, которые, как в Швейцарии, нависая над депутатами парламента в качестве своеобразного «дамоклова меча», делает весь политический класс страны близким к народу, а не «страшно от него далёкой» кастой. Ингредиент номер семь: постоянно совершенствующаяся и самообучающаяся демократия — это всегда прямая демократия граждан.

6: Руководящие качества

Так было всегда в истории, это почти железный закон: стоит человеку избраться во власть, как он тут же начинает отчаянно защищать свои властные полномочия от любого влияния и вмешательства, в первую очередь от влияния со стороны его же избирателей. Для настоящей демократии такая логика — это настоящий яд, и убедиться в этом можно на примере того же британского премьера, хотя и не его одного. А вот тот, кто, как профсоюзы в Тунисе, после победной революции делает ставку на распределение власти, тот демонстрирует истинные руководящие качества (и заслуживает за это Нобелевской премии). Ингредиент номер шесть: вести за собой и руководить — это не значит подминать всех и всё под себя и выжигать вокруг себя политическое поле с целью исключить появление политических конкурентов.

5: Счастливые проигравшие

Мы привыкли к тому, что демократия выглядит так: в одной партийной штаб-квартире при объявлении результатов голосования вспыхивают овации и в потолок летят пробки от шампанского, а в другой — царят подавленная тишина и кривые улыбки на лицах проигравших. А бывает как в Венгрии, где после выборов победители начинают последовательно демонтировать политические права и свободы. А ведь демократия строится на безусловном признании результатов народного волеизъявления всеми, и победителями, и побежденными. Поэтому на пятом месте для меня стоит ответ на вопрос, как сделать так, чтобы те, кто выборы проиграл, не ощущал себя «отверженным». В Швейцарии ответ на этот вопрос был в своё время найден на путях истинного федерализма. 

4: Административный аппарат

Стена между избирателями и избранными имеет имя: административно-бюрократический аппарат с его инерцией и склонностью сохранять и отстаивать однажды сложившиеся рутинные структуры, инструменты и подходы, которые, по гамбургскому счету, вовсе не всегда отмечены близостью к народу и стремлением выслушивать граждан и учитывать их мнение. Именно поэтому чиновники должны быть напрямую включены в структуры непосредственного народоправства. Это, разумеется, очень хлопотно и беспокойно. Куда удобнее мчаться по перекрытому полицией городу в лимузине с затемнёнными окнами. В Хельсинки, финской столице, с недавних пор чиновники принимают участие в специальных ролевых деловых играх-семинарах, с тем чтобы научиться на равных общаться с налогоплательщиками. Четвертый ингредиент: административно-бюрократический аппарат встроенный в систему непосредственного народоправства.

А теперь мы подступаем к нашему пьедесталу почёта. Каковы же три главных фактора, лежащих в основе любой истинной демократии?

3: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Когда суды становятся рукой государственной власти, а судебные решения формой властного произвола, то тогда гражданам и избирателям становится почти невозможно свободно выражать собственное мнение — а значит у них отбирают возможность влиять на политику. В России все те, кто осмеливаются критиковать режим Путина, не только исключаются из избирательных процедур, но и просто оказываются в тюрьмах. Именно поэтому действительно независимая юстиция была и остаётся ингредиентом, без которого невозможна настоящая демократия. Её я ставлю на третье место.

2: ПРАВО ГОЛОСА

На недавних протестах в Москве в толпе можно было видеть плакат с надписью «Власть — это мы! Дайте нам право голоса». Ровно 30 лет назад в тогдашней еще коммунистической ГДР люди вышли на улицы и площади с требованием того же самого, а именно, права голоса. Однако внимание! С тех пор политические технологии стали куда более изощренные и сегодня в Германии партия «Альтернатива для Германии», а во Франции «Желтые жилеты» всячески спекулируют этим правом, стремясь завоевать голоса и симпатии граждан. Однако в интерпретации той же АдГ требование «больше демократии» для «местных» оборачивается сокращением прав для «пришлых». А между тем любое общество и любое сообщество граждан существует только в условиях действия принципа «инклюзивности», «привлечения» и «вовлечения» всех в дела общественно значимые, в «Res Publica». В Швейцарии тоже 25%от общего числа проживающих в стране лиц не имеют права голоса. С этой проблемой многие города и кантоны стремятся справиться по-своему, но мотивация у всех у них одна: человек должен иметь право голоса там и тогда, где и когда речь идет о проблемах, касающихся его непосредственно. Поэтому на второе место я ставлю реальные избирательные права.

1: ДИАЛОГ

Уже античный политический деятель Перикл знал 2 500 лет назад, чем демократия отличается от не-демократии: диалогом накануне принятия важного решения. С тех мало что в этом смысле изменилось: успех демократического решения и его качество зависят самым прямым образом от качества предшествовавшей этому решению дискуссии. С тех было придумано и много «мест для дискуссий», например, парламент или, как в Швейцарии, прямой и непосредственный народный сход (Landsgemeinde), практика, до сих пор практикуемая в двух швейцарских кантонах Гларус и Аппенцелль-Внутренний и в некоторых городских общинах. Поэтому: Диалог, Дискуссия были и останутся истинной душой любой истинной демократии.