25
Кві

Александр Мережко: ЭСТОНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СЕРВИСОВ E-GOV

Эстонская Республика, не будучи густонаселенной страной с большой территорией, ни обладая доступом к большим запасам природных ресурсов, не имея обширных сельскохозяйственных угодий, не являясь признанным международным финансовым центром, продемонстрировала всему миру, как за короткое время можно сделать колоссальный социально-экономический рывок и стать одной из самых стабильных, комфортных и инвестиционно-привлекательных экономик среди пост-советских стран. И для этого не нужен ни многомиллионный человеческий потенциал, ни нефтяные скважины, ни высокопродуктивные черноземы, ни сеть горно-обогатительных комбинатов.

Для того, что бы стать таковой экономикой этого достаточно надлежащим образом наладить взаимоотношения гражданина с государством и бизнеса с государством таким способом, чтобы каждый человек смог раскрыть свой потенциал и тратить свою энергию и время не на войну с придуманными государством сложными документооборотом и бюрократией, а на приумножение и созидание материальных и духовных благ, как лично для себя, так и для страны, в которой он живет.

Прежде всего, для такого целеполагания необходимо переосмысление самой роли и функции государства , перезагрузка всей государственной системы, переформатирование принципов и процедур, на которых строится государство.

Необходимы понимание государства, прежде всего, как удобного и комфортного поставщика сервисов для своих граждан и бизнеса, как систему менеджмента в обществе, которое его содержит за свои налоги, отказ от патернализма и рассмотрения государства в качестве “священной коровы”, самосуществующей ради себя, и – в качестве ширмы – для прикрытия паразитирующих бюрократов и властных элит.

Для скорейшего достижения такой модели государства на помощь приходят современные информационно-коммуникационные технологии. Подобно тому, как формирование письменности в свое время изменило картину мира и управления в обществе, современные информационные технологии меняют подходы к государственному управлению, делают его прозрачным, доступным и удобным.

Этот подход получил название e-government (e-gov). Если буквально переводить этот термин он означает “электронное правительство”. Но это слишком узкий перевод. Дело в том, что термином government в современных международных документах принято называть не только правительство (как высший орган исполнительной власти), а и весь государственный сектор в целом, весь спектр государственных услуг и сервисов, и даже государство в целом. Поэтому, чтобы не вносить терминологическую путаницу, лучше использовать это определение как иностранное слово, т.е. без перевода – e-government (e-gov).

Эстония внедрила систему опосредованных информационно-коммуникационными технологиями государственных сервисов е-government (e-gov). Такая государственная программа перехода на электронное публичное управление, стартовала в 1997 году и была названа “Прыжок тигра”.

А начиналось все в 1997 году с элементарной всеобщей компьютеризации школ страны и соединение их в единую сеть, что и стало предпосылкой к диджитализации всех отношений “гражданин-государство”. Государственные программа по подготовке инфраструктуры для развития системы электронных услуг “Прыжок тигра” в последующем предполагала полное обеспечение большей части граждан и домохозяйств компьютерами, планшетами, смартфонами (за счет льготного кредитования на покупку компьютерной техники и гаджетов). С возникновением Интернета предполпгалась постепенная интернетизация большей части территории страны, обеспечение доступа населения к относительно дешевому доступу к сети (месячная абонентская плата не должна превышать 20 Евро). В последующем предполагалось формирование огромного количества точек бесплатного доступа к wi-fi, проведение широкого спектра стимулирующих обучение населения пользования достижениями ИКТ, “ID-фикация” населения путем обязательного вручения ID-карт, являющихся и документом удостоверяющим личность и способом доступа к электронными сервисам государства через специальные адаптеры куда вставляются таковые карты. С 1995 года Эстония ежегодно тратила 1% собственного ВВП на создание систем электронного государства – электронных сервисов государственных услуг.

По большому счету, предпосылкой перехода Эстонии на электронные публичные сервисы стало то, что с обретением независимости в начале 90-х годов Эстонии не хватало своих квалифицированных кадров: пограничников, налоговиков, полицейских. Это и спровоцировало поиск решений именно в электронной сфере, что себя оправдало. В последующем эстонское правительство элементарно решило сэкономить бюджетные средства на закупке бумаги и потому перевело все делопроизводство в электронный формат. На сегодняшний день в Кабинете Министров Эстонии остался всего лишь один принтер. Заседания правительства длятся до получаса, поскольку осуществляется мгновенный обмен документами в электронном виде. Эта система получила название “е-Кабинет” и ее модель стала внедряться повсеместно, где существует документооборот и делопроизводство. К правительственному е-Кабинету начали подключаться другие государственные ведомства и учреждения, и со временем процесс приобрел всеобщий характер. Смысл такой государственной системы даже не в том, чтобы максимально быстро получить от государства по электронным способом необходимую справку, а в том, что система построена таким образом, что справки не нужны как таковые вообще, поскольку все данные можно проверить в реестрах. Так, например, если двое людей договорились между собой о покупке автомобиля, то им достаточно войти в соответствующие электронные реестры и совершить несколько простых нажатий кнопок – и право собственности на транспортное средство уже перерегистрировано. Это значит, что отпадает необходимость содержать армию полицейских чиновников в МРЭО и тратить средства на услуги нотариусов и регистраторов. В такой схеме, как видим, разнообразные бумажные справки и бумажные извлечения из реестров вообще не нужны. Самостоятельно зайдя в реестр,каждый может проверить всю историю автомобиля, кому он раньше принадлежал, и был ли он в ДТП.

Сердцевиной эстонской системы публичных электронных сервисов в техническом смысле является X-Road — протокол для обмена данных между разными базами данных, т.е. по сути это СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия). Он касается не только правительственного сектора: к нему подключены также и многие частные сферы (например, покупка билетов на транспорт). Протокол X-Road был разработан частными компаниями по заказу государства и оказался настолько успешным, что сейчас поставляется Эстонией в ряд иностранных государств.

Заслуживает внимания и проведенная Эстонией система аутоидентификации населения. Каждый эстонец старше 15 лет получает ID-карту, которая может быть вставлена в специальный адаптер-ридер (специальный переходник), что дает возможность идентификации субъекта, заказывающего ту или иную услугу. При этом ID-карта используется не только для получения государственных электронных сервисов (получение справок, выписок из реестров, информации и т.д.), но и для вполне бытовой деятельности (например, покупки в интернет-магазине).

При этом система кибер-безопасности настолько хорошо отлажена, что до сих пор в Эстонии не было ни одного крупного скандала, связанного с утечкой персональных данных или с использованием идентификации в противоправных целях помимо воли правообладателя. Кроме того, в Эстонии весьма хорошо налажена система “обратного контроля” гражданина за своими данными, т.е. любой гражданин может видеть, кто о нем запрашивает информацию и какие именно данные; гражданин может также знать, есть ли основания для такого запроса. Это касается запросов на доступ к персональной информации от очень большого круга субъектов: будь-то врач, налоговый инспектор или полицейский. Безосновательный запрос данных о гражданине является правонарушением, и пострадавший может обратиться в Инспекцию по защите данных, что повлечет за собой привлечение к ответственности лица, виновного в несанкционированном и безосновательном запросе данных о гражданине. Стоит также заметить, что в Эстонии весьма активна и действенна система гражданского контроля со стороны общественных организаций, заинтересованных в соблюдении прав в киберпространстве, которые выполняют функцию своего рода watchdogs («сторожевых псов») в отношении соблюдения прав человека. Одним из косвенных показателей признания достижений Эстонии в сфере кибербезопасности является то, что Центр киберобороны НАТО (NATO Cooperative Cyber Defense Centre of Excellence), находится именно в этой стране.

Государство организовало и провело для населения ряд обучающих программ, показывающих преимущества электронных сервисов. По стране командировались инструкторы, бесплатно обучающие граждан пользованию сервисами. Стимулирование пользования ID-картами было абсолютно не принудительным, а поощрительным: гражданам показывали, сколько времени и ресурсов они смогут сэкономить, пользуясь, например, электронной записью в очередь на прием к врачу, на прием в коммунальные службы, для предварительного закрепления детского сада или школы за своим ребенком и т.д. Гражданам предоставлялись скидки на подключение к Интернету, выгодные рассрочки на приобретение компьютерной техники.

Была проведена работа по разъяснению преимуществ е-голосования, показывающая, что не обязательно тратить время на посещение избирательного участка, когда есть возможность е-голосования за несколько дней, и даже изменить свое решение в пределах допустимого срока перед официальной датой голосования, возможность голосования из любой точки места пребывания. В 2005 году впервые в мире именно в Эстонии было допустимо электронное голосование на выборах в Парламент. Это было беспрецедентное явление в сфере конституционного права. Также впервые в мире в 2011 году было проведено электронное голосование с помощью мобильной идентификации (через MobiID – идентификацию через мобильный телефон (смартфон)).

С декабря 2002 года в Эстонии совместно правительством, Институтом открытого общества (OSI) и Программой развития ООН (ПРООН – UNDP) была создана Академия электронного управления – неправительственная организация, занимающаяся разработкой, внедрением, анализом, продвижением и изучением электронного управления. На сегодня данная Академия приобрела мировое значение поскольку оказывает услуги по e-gov не только в Эстонии, но и по всему миру для всех заинтересованных сторон.

Представляю Вашему вниманию список наиболее важных сервисов e-gov, которые затрагивают жизнь каждого гражданина:
– е-коммерческий регистр – регистрация бизнеса (занимает 18 минут);
– Электронная отчетность – в налоговую и другие контролирующие органы
– Единый портал государства – интерфейс для общения гражданина со всеми необходимыми ему государственными органами, точка входа для всех e-gov сервисов, “единое окно”;
– е-Кабинет – ведение правительственного делопроизводства, а также в предприятиях и учреждениях, исключительно на электронных носителях;
– е-здоровье – ведение медицинских карточек пациента в специальной электронной базе с доступом из любого места и любого медицинского заведения; истории болезней, рецепты, регистратура, оцифрованные рентгеновские снимки, результаты обследования УЗИ, МРТ, КТ и т.д.;
– е-голосование – инструмент е-democracy, используемый на выборах и референдумах различных уровней, а также электронная система подсчета голосов;
– е-полиция – составление в электронном видепротоколов об административных правонарушениях и их пересылка в суд или органы административной юстиции либо нарушителю для оплаты; система видео-электронной фиксации нарушений ПДД с автоматической отправкой протоколов;
– е-граница – видеонаблюдение, сканирование, распознавание, осуществление пограничного контроля электронными способами;
– е-резидентство – возможность регистрации бизнеса на территории (Эстонии) без смены фактического места пребывания (проживания);
– е-пенсия – ведение и регистрация пенсионных накоплений;
– е-счета/е-квитанции – оплата коммунальных услуг и счетов средствами ИКТ;
– е-суд – ведение судебного документооборота в электронном виде;
– е-нотариус – осуществление нотариальных услуг в электронном виде;
– е-банкинг – доступ к банковским услугам через Интернет;
– е-законопроект – межведомственный обмен данными по подготовке законопроектов с доступом заинтересованным гражданам принять участие в обсуждении проектов нормативных актов;
– ведение электронных публичных реестров: реестр населения, реестр транспортных средств, реестр недвижимости, реестр военнообязанных, реестр страхования здоровья, е-кадастр земель, создание системы электронного документооборота между субъектами публичного сектора.
– электронные сервисы для населения: е-билеты (на транспорт, в заведения, на мероприятия), е-школа (ведение успешности школьника в электронном виде на специальном интерфейсе, общение с учителя с родителями через средства ИКТ), е-парковка (оплата услуг паркования автомобилей через Интернет, открытие шлагбаумов парковок с помощью мобильного телефона).
Таким образом, развитие системы электронных сервисов государства не только стимулирует рост наукоемких технологий в стране, но и позволяет существенно экономить на администрировании государственных услуг за счет автоматизации многих процессов, что предполагает существенное сокращение количества “живого” персонала, а значит минимизацию коррупции, поскольку отсутствие прямого контакта, как простого гражданина, так и бизнесмена с чиновником делает коррупцию практически невозможной.

Как видим, Эстонская Республика прошла долгий и успешный путь перехода на новые государственно-управленческие технологии и сейчас является готовым примером подражания для многих стран. Безусловно, что и эстонским разработчикам систем доступа к публичным сервисам не удалось избежать некоторых ошибок, что свойственно любому творческому процессу. Тем не менее, для Украины это бесценный опыт который целесообразно реципировать в нашу страну с учетом местных особенностей и реалий.