26
Чер

ЭСТОНСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СЕРВИСОВ E-GOV


Куфтырев П.

к.ю.н., Глава Украинского института прямой демократии

Мережко А.

д.ю.н., член Правления Украинского института прямой демократии

Лоленко Е.

эксперт Украинского института прямой демократии, адвокат

          Эстонская Республика, не будучи густонаселенной страной с большой территорией,  ни обладая доступом к большим запасам природных ресурсов, не имея обширных сельскохозяйственных угодий, не являясь признанным международным финансовым центром, продемонстрировала всему миру, как за короткое время можно сделать колоссальный социально-экономический рывок и стать одной из самых стабильных, комфортных и инвестиционно-привлекательных экономик среди пост-советских стран. И для этого не нужен ни многомиллионный человеческий потенциал, ни нефтяные скважины, ни высокопродуктивные черноземы, ни сеть горно-обогатительных комбинатов.

          Для того, что бы стать таковой экономикой этого достаточно надлежащим образом наладить взаимоотношения гражданина с государством и бизнеса с государством таким способом, чтобы каждый человек смог раскрыть свой потенциал и тратить свою энергию и время не на войну с придуманными государством сложными  документооборотом и бюрократией, а на приумножение и созидание материальных и духовных благ, как лично для себя, так и для страны, в которой он живет.

          Прежде всего, для такого целеполагания необходимо переосмысление самой роли и функции государства          , перезагрузка всей государственной системы, переформатирование принципов и процедур, на которых строится государство. Необходимы понимание государства, прежде всего, как удобного и комфортного поставщика сервисов для своих граждан и бизнеса, как систему менеджмента в обществе, которое его содержит за свои налоги, отказ от патернализма и рассмотрения государства в качестве “священной коровы”, самосуществующей ради себя, и – в качестве ширмы – для прикрытия паразитирующих бюрократов и властных элит.

          Для скорейшего достижения такой модели государства на помощь приходят современные информационно-коммуникационные технологии. Подобно тому, как формирование письменности в свое время изменило картину мира и управления в обществе, современные информационные технологии меняют подходы к государственному управлению, делают его прозрачным, доступным и удобным.

          Этот подход получил название e-government (e-gov). Если буквально переводить этот термин он означает “электронное правительство”. Но это слишком узкий перевод. Дело в том, что термином government в современных международных документах принято называть не только правительство (как высший орган исполнительной власти), а и весь государственный сектор в целом, весь спектр государственных услуг и сервисов, и даже государство в целом. Поэтому, чтобы не вносить терминологическую путаницу, лучше использовать это определение как иностранное слово, т.е. без перевода – e-government (e-gov).

          Эстония внедрила систему опосредованных информационно-коммуникационными технологиями государственных сервисов е-government (e-gov). Такая государственная программа перехода на электронное публичное управление, стартовала в 1997 году и была названа “Прыжок тигра”.

          А начиналось все в 1997 году с элементарной всеобщей компьютеризации школ страны и соединение их в единую сеть, что и стало предпосылкой к диджитализации всех отношений “гражданин-государство”. Государственные программа по подготовке инфраструктуры для развития системы электронных услуг “Прыжок тигра” в последующем предполагала полное обеспечение большей части граждан и домохозяйств компьютерами, планшетами, смартфонами (за счет льготного кредитования на покупку компьютерной техники и гаджетов). С возникновением Интернета предполпгалась постепенная интернетизация большей части территории страны, обеспечение доступа населения к относительно дешевому доступу к сети (месячная абонентская плата не должна превышать 20 Евро). В последующем предполагалось формирование огромного количества точек бесплатного доступа к wi-fi, проведение широкого спектра стимулирующих обучение населения пользования достижениями ИКТ, “ID-фикация” населения путем обязательного вручения ID-карт, являющихся и документом удостоверяющим личность и способом доступа к электронными сервисам государства через специальные адаптеры куда вставляются таковые карты. С 1995 года Эстония ежегодно тратила 1% собственного ВВП на создание систем электронного государства – электронных сервисов государственных услуг.

          По большому счету, предпосылкой перехода Эстонии на электронные публичные сервисы стало то, что с обретением независимости в начале 90-х годов Эстонии не хватало своих квалифицированных кадров: пограничников, налоговиков, полицейских. Это и спровоцировало поиск решений именно в электронной сфере, что себя оправдало. В последующем эстонское правительство элементарно решило сэкономить бюджетные средства на закупке бумаги и потому перевело все делопроизводство в электронный формат. На сегодняшний день в Кабинете Министров Эстонии остался всего лишь один принтер. Заседания правительства длятся до получаса, поскольку осуществляется мгновенный обмен документами в электронном виде. Эта система получила название “е-Кабинет” и ее модель стала внедряться повсеместно, где существует документооборот и делопроизводство. К правительственному е-Кабинету начали подключаться другие государственные ведомства и учреждения, и со временем процесс приобрел всеобщий характер. Смысл такой государственной системы даже не в том, чтобы максимально быстро получить от государства по электронным способом необходимую справку, а в том, что система построена таким образом, что справки не нужны как таковые вообще, поскольку все данные можно проверить в реестрах. Так, например, если двое людей договорились между собой о покупке автомобиля, то им достаточно войти в соответствующие электронные реестры и совершить несколько простых нажатий кнопок – и право собственности на транспортное средство уже перерегистрировано. Это значит, что отпадает необходимость содержать армию полицейских чиновников в МРЭО и тратить средства на услуги нотариусов и регистраторов. В такой схеме, как видим, разнообразные бумажные справки и бумажные извлечения из реестров вообще не нужны. Самостоятельно зайдя в реестр,каждый может проверить всю историю автомобиля, кому он раньше принадлежал, и был ли он в ДТП.

          Сердцевиной эстонской системы публичных электронных сервисов в техническом смысле является X-Road — протокол для обмена данных между разными базами данных, т.е. по сути это СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия). Он касается не только правительственного сектора: к нему подключены также и многие частные сферы (например, покупка билетов на транспорт). Протокол X-Road был разработан частными компаниями по заказу государства и оказался настолько успешным, что сейчас поставляется Эстонией в ряд иностранных государств.

          Заслуживает внимания и проведенная Эстонией система аутоидентификации населения. Каждый эстонец старше 15 лет получает ID-карту, которая может быть вставлена в специальный адаптер-ридер (специальный переходник), что дает возможность идентификации субъекта, заказывающего ту или иную услугу. При этом ID-карта используется не только для получения государственных электронных сервисов (получение справок, выписок из реестров, информации и т.д.), но и для вполне бытовой деятельности (например, покупки в интернет-магазине).

          При этом система кибер-безопасности настолько хорошо отлажена, что до сих пор в Эстонии не было ни одного крупного скандала, связанного с утечкой персональных данных или с использованием идентификации в противоправных целях помимо воли правообладателя. Кроме того, в Эстонии весьма хорошо налажена система “обратного контроля” гражданина за своими данными, т.е. любой гражданин может видеть, кто о нем запрашивает информацию и какие именно данные; гражданин может также знать, есть ли основания для такого запроса. Это касается запросов на доступ к персональной информации от очень большого круга субъектов: будь-то врач, налоговый инспектор или полицейский. Безосновательный запрос данных о гражданине является правонарушением, и пострадавший может обратиться в Инспекцию по защите данных, что повлечет за собой привлечение к ответственности лица, виновного в несанкционированном и безосновательном запросе данных о гражданине. Стоит также заметить, что в Эстонии весьма активна и действенна система гражданского контроля со стороны общественных организаций, заинтересованных в соблюдении прав в киберпространстве, которые выполняют функцию своего рода watchdogs («сторожевых псов») в отношении соблюдения прав человека. Одним из косвенных показателей признания достижений Эстонии в сфере кибербезопасности является то, что Центр киберобороны НАТО (NATO Cooperative Cyber Defense Centre of Excellence), находится именно в этой стране.

          Государство организовало и провело для населения ряд обучающих программ, показывающих преимущества электронных сервисов. По стране командировались инструкторы, бесплатно обучающие граждан пользованию сервисами. Стимулирование пользования ID-картами было абсолютно не принудительным, а поощрительным: гражданам показывали, сколько времени и ресурсов они смогут сэкономить, пользуясь, например, электронной записью в очередь на прием к врачу, на прием в коммунальные службы, для предварительного закрепления детского сада или школы за своим ребенком и т.д. Гражданам предоставлялись скидки на подключение к Интернету, выгодные рассрочки на приобретение компьютерной техники.

Была проведена работа по разъяснению преимуществ е-голосования, показывающая, что не обязательно тратить время на посещение избирательного участка, когда есть возможность е-голосования за несколько дней, и даже изменить свое решение в пределах допустимого срока перед официальной датой голосования, возможность голосования из любой точки места пребывания. В 2005 году впервые в мире именно в Эстонии было допустимо электронное голосование на выборах в Парламент. Это было беспрецедентное явление в сфере конституционного права. Также впервые в мире в 2011 году было проведено электронное голосование с помощью мобильной идентификации (через MobiID – идентификацию через мобильный телефон (смартфон)).

          С декабря 2002 года в Эстонии совместно правительством, Институтом открытого общества (OSI) и Программой развития ООН (ПРООН – UNDP) была создана Академия электронного управления – неправительственная организация, занимающаяся разработкой, внедрением, анализом, продвижением и изучением электронного управления. На сегодня данная Академия приобрела мировое значение поскольку оказывает услуги по e-gov не только в Эстонии, но и по всему миру для всех заинтересованных сторон.

          Представляю Вашему вниманию список наиболее важных сервисов e-gov, которые затрагивают жизнь каждого гражданина:

– е-коммерческий регистр – регистрация бизнеса (занимает 18 минут);

– Электронная отчетность – в налоговую и другие контролирующие органы

– Единый портал государства – интерфейс для общения гражданина со всеми необходимыми ему государственными органами, точка входа для всех e-gov сервисов, “единое окно”;

– е-Кабинет – ведение правительственного делопроизводства, а также в предприятиях и учреждениях, исключительно на электронных носителях;

– е-здоровье – ведение медицинских карточек пациента в специальной электронной базе с доступом из любого места и любого медицинского заведения; истории болезней, рецепты, регистратура, оцифрованные рентгеновские снимки, результаты обследования УЗИ, МРТ, КТ и т.д.;

– е-голосование – инструмент е-democracy, используемый на выборах и референдумах различных уровней, а также электронная система подсчета голосов;

– е-полиция – составление в электронном видепротоколов об административных правонарушениях и их пересылка в суд или органы административной юстиции либо нарушителю для оплаты; система видео-электронной фиксации нарушений ПДД с автоматической отправкой протоколов;

– е-граница – видеонаблюдение, сканирование, распознавание, осуществление пограничного контроля электронными способами;

– е-резидентство – возможность регистрации бизнеса на территории (Эстонии) без смены фактического места пребывания (проживания);

– е-пенсия – ведение и регистрация пенсионных накоплений;

– е-счета/е-квитанции – оплата коммунальных услуг и счетов средствами ИКТ;

– е-суд – ведение судебного документооборота в электронном виде;

– е-нотариус – осуществление нотариальных услуг в электронном виде;

– е-банкинг – доступ к банковским услугам через Интернет;

– е-законопроект – межведомственный обмен данными по подготовке законопроектов с доступом заинтересованным гражданам принять участие в обсуждении проектов нормативных актов;

– ведение электронных публичных реестров: реестр населения, реестр транспортных средств, реестр недвижимости, реестр военнообязанных, реестр страхования здоровья, е-кадастр земель, создание системы электронного документооборота между субъектами публичного сектора.

– электронные сервисы для населения: е-билеты (на транспорт, в заведения, на мероприятия), е-школа (ведение успешности школьника в электронном виде на специальном интерфейсе, общение с учителя с родителями через средства ИКТ), е-парковка (оплата услуг паркования автомобилей через Интернет, открытие шлагбаумов парковок с помощью мобильного телефона).

          Таким образом, развитие системы электронных сервисов государства не только стимулирует рост наукоемких технологий в стране, но и позволяет существенно экономить на администрировании государственных услуг за счет автоматизации многих процессов, что предполагает существенное сокращение количества “живого” персонала, а значит минимизацию коррупции, поскольку отсутствие прямого контакта, как простого гражданина, так и бизнесмена с чиновником делает коррупцию практически невозможной.

          Как видим, Эстонская Республика прошла долгий и успешный путь перехода на новые государственно-управленческие технологии  и сейчас является готовым примером подражания для многих стран. Безусловно, что и эстонским разработчикам систем доступа к публичным сервисам не удалось избежать некоторых ошибок, что свойственно любому творческому процессу. Тем не менее, для Украины это бесценный опыт который целесообразно реципировать в нашу страну с учетом местных особенностей и реалий.