27
Лип

Формула успешного государства: нейтралитет – изоляционизм – прямая демократия

Прямая демократия действительно может изменить политическое устройство государства.

Для разочарованных украинцев, многие из которых устали выбирать, смотреть политические ток-шоу и слушать очередные предвыборные обещания, сложно поверить даже в саму вероятность перемен. Но это только на первый взгляд прямая демократия может показаться чем-то утопическим и недостижимым. Конкретный тому пример – Швейцария, которая успешно реализует эту форму политической организации. 

Но прямая демократия не работает сама по себе и не зарождается на пустом месте. Для ее реализации необходимы целенаправленные и осознанные действия, а не позиция «якось та буде». И без наличия определенных качеств «государственного характера» (да-да, у государства тоже должен быть характер, который определяют его граждане) рассчитывать, что все устроится само собой, не стоит. 

Не зря разные национальности описывают через прилагательные, которые отражают признаки идентичности. Какими качествами стереотипно наделяют украинцев? Свободолюбие, гостеприимность, щедрость, душевность. С другого полюса можно увидеть определенную отстраненность «моя хата з краю». И это мы совсем неглубоко копнули, а на самом деле, у каждой ментальности есть свои характерные черты, которые стоят за тем или иным историческим выбором народа. 

Прямая демократия предполагает такие «компоненты» характера как активность, инициативность и, конечно же, самодостаточность. Так, Швейцария не спешила интегрироваться в европейские институции. Начиная с 1986 года вопрос о ее внешней интеграции шесть раз выносился на референдумы и плебисциты, и каждый раз механизмы прямой демократии подтверждали нежелание большинства граждан интегрироваться в определенные мировые и европейские структуры. 

Представить, что украинцам предлагают вступить в Евросоюз, а мы отказываемся, как-то сложно. Ведь мы, в противовес швейцарцам, которые долго сомневались, стоит ли им вступать в ООН и другие международные организации, хотим везде и всюду. И в Евросоюз тоже, хотя часть населения Украины даже представления не имеет, что нас ждет за этой чертой. 

Условно, людей «не имеющих представления» можно разделить на две части: те, кто очень хочет в Европу, и те, кто категорически против. К первой категории в основном относятся молодые люди, сердца которых «требуют перемен». Но при этом они не готовы убирать за собой после пикника или следы жизнедеятельности за своей собакой. Ко второй – пенсионеры, которые «хотят умереть в СССР» и мечтают вернуть все как было. При этом проинформировать первых властям как-то недосуг, а переубедить вторых просто невозможно в силу их возрастных особенностей и вытекающей из этого невосприимчивости к новым реалиям. 

Также не стоит забывать о существовании еще одной категории тех, кто не хочет в Евросоюз. Это сознательные сторонники интеграции с Россией. Они представляют другой полюс стремления примкнуть к сильным и влиятельным соседям. Только курс они держат в противоположном сторонникам евроинтеграции направлении. 

Но вернемся к примеру Швейцарии, где по сути выведена идеальная формула реализации прямой демократии. А именно, «нейтралитет – изоляционизм – прямая демократия». Такая логическая цепочка причинно-следственных связей возникла неслучайно. Геополитическое расположение Швейцарии в окружении больших и, в основном, агрессивных соседей, в эпоху средневековья обусловило выбор политики нейтралитета, как единственной возможности сохранения суверенитета и идентичности. 

Нейтралитет, в свою очередь, продуцирует некий изоляционизм, так как нейтральность предусматривает отстраненность от общеевропейских тенденций и событий. Сохранение государственного устройства, базирующегося на независимости кантонов, объясняется предпосылками прямой демократии, поскольку такой порядок вещей легитимизируется волей народа. Народ, в свою очередь, высказывается путем прямой демократии за автономность кантониального устройства, а также политику нейтралитета и изолированности.

Например, уже в 1920 году результатом проявления прямой демократии стало всенародное голосование по вопросу вступления Швейцарии в Лигу Наций. При этом, если оглянуться на историю украинского народа, который также постоянно притеснялся жадными до плодородных земель и агрессивно настроенными соседями, можно увидеть совершенно противоположный выбор. Украинцы, отстаивая свою национальную идентичность, тем не менее, искали поддержки у других держав, объединяя силы то со шведами, то с литовцами, то с татарами. В результате украинцы постоянно находились между двух огней, и ни о какой «стабильной ситуации» не могло быть и речи. Различные союзы и соглашения о сотрудничестве с другими странами не особо шли украинцам на пользу. И о том, чтобы «советоваться» с народом, конечно же, никто из власть имущих и не думал. Не считая некоторых периодов украинской истории, таких, например, как казачество. 

Такая формула как «нейтралитет – изоляционизм – прямая демократия» может быть полезной, чтобы не распыляться на внешнее и строить свое государство. Для этого нужно представительские механизмы изменять на рычаги прямого принятия решений. Только механизмы прямой демократии, при всех ее известных недостатках, могут выразить настоящее волеизъявление граждан. Даже если такое волеизъявление ошибочно в историко-правовом контексте. Как это было со скандально известными референдумами о запрете на стройку минаретов в Швейцарии, как и решение про ограничение эмиграционных потоков в Швейцарию. 

Пусть такие решения идут наперекор толерантной политике Евросоюза касательно эмигрантов, но швейцарцы смогли открыто выразить свое мнение по этому вопросу. Ну не хотят они, чтобы их страну наводнило немереное количество эмигрантов, и готовы это мнение отстаивать. Какой бы толерантной ни была вся остальная часть Европы. Это их выбор. Иначе швейцарцев бы постигла участь Германии, где эмигранты стали настоящей проблемой и для властей, и для населения.

Возможность такого свободного волеизъявления реализуется именно через формы прямой демократии. Последняя в Швейцарии строится на компромиссе и активном участии граждан в формировании государственной политики. Право на инициативы и референдум является связью между политическими элитами и избирателями. 

Еще одной особенностью Швейцарии является то, что именно благодаря непосредственному народовластию в активной политической деятельности задействованы не только традиционные политические партии, но и неполитические организации (профсоюзы, объединения предпринимателей). Они, путем обращения к прямому волеизъявлению народа, могут реализовать необходимые им программные цели в политической плоскости. Это устраняет монополизм партийного влияния на политику, оторванность партий от народа и их превращение в «закрытые клубы для избранных». Таким образом, политические партии не могут контролировать и диктовать свои условия обществу.

Формула «нейтралитет – изоляционизм – прямая демократия» успешно функционирует в Швейцрии и привлекает своими результатами последовать по этому примеру. Это не значит, что украинцам нужно срочно прекратить попытки преодолеть заветную черту для вступления в Евросоюз. Но нам нужно в первую очередь сосредоточиться на том, что происходит в нашей стране. Решать проблемы, не вынося сор из избы и не крича во все горло «караул, помогите!». Пока украинцы не ответят себе на вопрос: «Что мы можем предложить другим и что мы хотим получить взамен?», рассчитывать на удивительные перемены не стоит. Поэтому опыт нейтралитета и определенной изоляции вполне может пойти нам на пользу.

ukrinform.ru