20
Лип

Как достичь фискальной справедливости в Украине

Украинские налогоплательщики – далеко не самые дисциплинированные. Даже по официальным подсчетам правительства, доля «теневой» экономики в стране составляет от 40 до 50% ВВП. Кроме того, согласно обнародованному недавно исследованию международной организации Tax Justice Network, ежегодно из Украины в офшоры выводится до $12 млрд. В общей же сложности в низконалоговых юрисдикциях осело два годовых ВВП нашей страны. То есть, в лучшем случае, это 3,5-4 трлн грн, в худшем – значительно больше. Но важно другое. Вся «тень» – это деньги, которые прошли мимо государственного бюджета, и с которых не уплачено ни копейки налогов.

Однако вина за «нечистоплотность» налогоплательщиков лежит не только на них. Это совершенно не означает, что следует «обелять» откровенных уклонистов, коих и среди бизнеса, и среди рядовых граждан очень много. Но когда налоговая система построена таким образом, что она фактически загоняет всех и вся «под ковер» необоснованно высокими ставками, проверками, штрафами, уголовными делами, вряд ли стоит удивляться тому, что налоговая дисциплина в Украине крайне низка.

Знаете, сколько времени ежегодно тратит на уплату налогов гражданин Объединенных Арабских Эмиратов? 12 часов. В Украине же, согласно данным рейтинга Doing Business, каждый год среднестатистический налогоплательщик попросту выбрасывает на ветер 350 часов – именно столько требуется на то, чтобы обойти бесчисленное количество кабинетов, постучаться в сотни закрытых дверей, заполнить десятки деклараций.

О какой же добросовестности может идти речь, если каждый из нас должен за всю жизнь потратить без преувеличения 2 года на то, чтобы заплатить дань государству?! Причем, государству, которое взамен не дает ровным счетом ничего: ни нормальных дорог, ни достойных пенсий, ни эффективной судебной системы. А ведь это далеко не полный список благ, на которые должны направляться налоговые поступления бюджета.

Да, за последние два года украинские власти несколько раз предпринимали попытки провести некое подобие налоговой реформы. Но в итоге все выливалось в политические торги между Кабинетом министров и Верховной радой, которые заканчивались спешными и подчас бессмысленными поправками в Налоговый кодекс (достаточно вспомнить принятые на рубеже 2014-2015 года льготы по единому соцвзносу, которые оказались неприменимы на практике, или совершенно странный налог на «роскошные» автомобили).

При этом сама идеология, подходы к взиманию налогов оставались прежними. Перед Государственной фискальной службой ставится четкий «план по валу», и налоговые инспекторы, заручившись поддержкой своих коллег из налоговой милиции, ГПУ и СБУ, начинают любыми способами выжимать из плательщиков деньги.

Причем, чем дальше – тем больше под вывеской налоговой реформы вскрываются новые механизмы набивания чиновничьих карманов. Как, например, последняя нашумевшая инициатива Администрации президента и правительства по проведению так называемого «нулевого» декларирования, а также внедрения непрямых методов контроля доходов населения путем отслеживания их расходов.

Конечно, отрадно, что наши реформаторы пытаются следовать мировому опыту и перенимать его. Однако есть маленькая, но очень серьезная проблема. В США и практически во всех странах Европейского союза, где применение подобных способов выявления скрытых доходов – устоявшаяся практика, существует совершенно иная модель взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. «Там, у них» весь государственный аппарат подотчетен социуму, и между ними есть доверие.

У нас же все с точностью до наоборот: лица, выступающие инициаторами появления новых изощренных методов контроля, усиленно скрывают истинную мотивацию своих действий. Хотя очевидно, что за попыткой получить полный доступ к финансовому состоянию граждан и бизнеса кроется желание увеличить налоговое давление и получить новый репрессивный инструментарий.

В то же время, даже на уровне Конституции гражданскому обществу в Украине, по сути, запрещено принимать решения в отношении налогов и бюджета, поскольку они не могут быть предметом референдума. Иными словами, вопросы налоговой справедливости выведены из сферы прямой демократии и могут быть разрешены только методами репрезентативной демократии, то есть парламентом. И хотя это практика многих стран, вряд ли в этих государствах происходит такая деградация парламентаризма, как в Украине.

С другой стороны, если Конституция даже и запрещает выносить на референдум вопросы налогов и бюджета, то можно хотя бы организовать всенародное консультативное обсуждение вопросов налоговой справедливости: сколько налогов собирать, как собирать, кто их должен взимать, на какие цели расходовать доходы бюджета и т.д. Украинцам же, как безмолвной и покорной массе, просто спускают сверху какие-то концепции, ставки, механизмы и методы. Но при этом никто не обсуждает, где предел справедливости.

И это главная проблема. Например, не зря Адам Смит считал, что государство должно быть дешевым (т.н. minimum governnment), а потому взимать минимальные налоги. То есть, необходимо, чтобы соблюдался принцип баланса, справедливости.

А Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен придумал концепцию «фискального обмена», где налогообложение – это своего рода бартер между гражданином и государством. А налоговый платеж является стоимостным эквивалентом цены благ и услуг общественного потребления.

Например, в Швеции, Швейцарии, Германии, Австрии, Норвегии очень высокие налоги. Но за них народ получает огромные социальные блага. В Украине – напротив, драконовские налоги и полное отсутствие социальных благ, предоставляемых взамен.

И разорвать этот порочный круг удастся лишь после того, как общество сможет влиять на эту сферу. Необходимо создавать ассоциации налогоплательщиков, общественные советы при налоговых органах, союзы предпринимателей, которые будут следить за тем, чтобы фискалы не взимали налогов более, чем установленный конституционный справедливый минимум. А также – за разумным и бережливым использованием бюджетных средств. Вот, с чего нужно начинать налоговую реформу, а не с торгов за то, кто предложит более красивую ставку налога на прибыль или более изящно сможет ликвидировать льготы по НДС.

Пока мы не спросим себя, какие мы получаем преференции за уплаченные налоги, что мы за это имеем, какими сервисами нас снабжает государство и насколько эти сервисы качественные, украинская налоговая система так и останется узаконенными грабежом граждан, где налоги являются лишь эвфемистическим названием присвоения чужого.

forbes.net.ua