20
Тра

Примерить на себя: Швейцарская модель

Коррумпированные политики, низкий уровень жизни, отсутствие социальной защищенности, – только некоторые из факторов, которые заставляют украинцев заглядываться на “сытую и богатую” жизнь европейцев. Сравнивая украинские реалии с политической ситуацией, например, в Евросоюзе, мы, увы, получаем “разгромный счет” не в свою пользу. Но почему сравнивая и невольно завидуя европейским соседям, украинцы совершенно забывают о том, какой путь они прошли, чтобы иметь такой высокий уровень жизни?

Стремясь в Европу, мы, по сути, хотим скопировать внешнюю форму, не понимая сути и не пытаясь взять на себя ответственность за свою судьбу.

Ведь даже после Майдана-2014, мы снова доверили политикам принимать те решения, которые не просто влияют на размер зарплаты, а непосредственно касаются территориальной целостности Украины, жизни и безопасности граждан на Востоке страны. И спустя два года после выборов, не обнаружив кардинальных перемен и улучшений, украинцы в очередной раз обманулись в своих ожиданиях.

Проблема “замкнутого круга”, когда голосуя за очередных “народних обранців”, избиратели не получают обещанного и не чувствуют себя важными и услышанными, заключается не в том, что мы голосуем “не за тех”. Истоки этого несовпадения кроются гораздо глубже, а именно в самой системе представительской демократии, которая сложилась в Украине.

Вместо того, чтобы активно включаться в процесс решения важных государственных вопросов с помощью методов прямой демократии, мы рассчитываем, что кто-то это решит за нас.

Возмущаться и критиковать власть проще, чем взять ответственность на себя. Идея, что один человек не в силах что-либо изменить, что один голос ни на что не повлияет, плотно укоренилась в украинской ментальности. Но если посмотреть на опыт других, более успешных стран, где работает система влияния на законодательный процесс каждого отдельного гражданина, становится очевидным, что нужно как можно скорее “включаться” в процесс управления страной.

Пример Швейцарской Конфедерации, которая является родиной прямой демократии в ее современном понимании, может быть очень показательным для Украины. Опыт этой страны в апробации институтов прямой демократии и их законодательного регулирования уникален. Швейцария – наиболее рельефный пример воплощения прямой демократии в действии. Не смотря на все недостатки и несовершенства, которые, безусловно, присутствуют в швейцарском конституционализме, с ним сравнивают все остальные попытки внедрения прямой демократии в других странах.

Но то, какой стала Швейцария, не произошло за один день. Следуя образцу Швейцарской модели, Украина сможет внедрить принципы прямой демократии на своей территории. Именно поэтому опыт Швейцарии требует тщательного анализа и изучения.

Предлагаю очертить основные вехи историко-правового развития конституционализма в этой стране.

– Формально “Швейцарский клятвенный союз” возник как суверенное государство 1 августа 1291 года после подписания договора о военном союзе между независимыми кантонами Ури, Унтервальден и Швиц (от последнего и возникло название государства). Изначально этот договор предусматривал создание союза городов и сельских общин для сохранения независимости, автономности и самоуправления. Данный договор 1291 года изначально предполагал развитие модели представительской демократии – общины делегировали свои полномочия единому представительскому органу формировать правление.

– Уже в XV веке постепенно внедряется система “общественного согласия” в форме частых референдумов по разным вопросам. И такая система просуществовала с XV по XVIII столетие.

– В 1798-1803 гг. под давлением наполеоновского вторжения, Швейцарии была навязана унитарная форма государственного устройства – Гельветийская республика.

Это привело к гражданской войне и раскололо страну на унитаристов и федералистов, боровшихся за сохранение независимости кантонов. Конституция этой республики формально предполагала, что верховенство власти в Швейцарии принадлежит народу.

– Противостояние прекратилось с подписанием “Медиационного акта” в 1803 году. С этого момента начинается новая история конституционализма Швейцарии, отраженная в современном названии страны “Швейцарская Конфедерация”. Медиационный акт также принято считать прообразом будущей швейцарской конституции.

– 29 мая 1874 года принята Конституция Конфедерации. В ней были закреплены и формализованы принципы прямой демократии, а именно принцип “общественного благополучия”. Это предполагало, что 5000 граждан, которые имеют право голоса или 8 кантонов могли инициировать принятие или отмену федеральных нормативных актов общего значения; было закреплено необходимость одобрения принятых парламентом актов на референдуме; предусмотрено обязательность проведения референдума в случае внесения изменений в Конституцию.

– 19 апреля 1999 года принята действующая Конституция (Основной закон) Швейцарской Конфедерации. Примечательно, что эта Конституция также была принята посредством формы прямой демократии – путем референдума. При этом во всех 26 кантонах Конфедерации действуют свои “кантониальные” конституции.

Оглядываясь на историю становления швейцарского конституционализма сложно отрицать, что он выдержал испытание временем и доказал свою состоятельность. Так же как и тот факт, что швейцарцы на протяжении столетий имели опыт принимать решения, непосредственно относящиеся к ним.

И здесь возникает вопрос: Швейцария стала такой, потому что швейцарцы такие? Или менталитет, образ мыслей и взгляды населения сделали Швейцарию страной достойной восхищения, лучшим примером прямой демократии? Процесс реализации воли народа происходит только в условиях, когда народ имеет возможность высказать свое мнение и при этом оно будет услышано. Чтобы в Украине произошли долгожданные перемены “к лучшему”, нам необходимо внести конкретные изменения, которые позволят активной части населения реально влиять на происходящее в стране.

Средством народного волеизъявления в непрерывном режиме является электронная демократия. Когда имея всего лишь мобильный телефон, доступ к интернету и желание включиться в процесс принятия решений каждый гражданин Украины сможет быть услышанным. Зарегистрировать электронное заявление, подать петицию, даже проголосовать на референдуме, все это возможно в условиях инвестирования в e-демократию. Чтобы следовать примеру Швейцарии недостаточно просто хотеть, нужно что-то менять и начинать стоит с изменений в конституции и внедрения системы e-government.

У нас для этого есть все необходимые условия, осталось только добавить инициативности и перестать ждать, что “прилетит вдруг волшебник”. Никто не прилетит, нам нужно самим активно включаться в судьбу своей страны.

segodnya.ua